Что такое стек, и как его играть

Категория: Offence



Алтимат — это игра, которая происходит в постоянном движении. Хорошее нападение характеризуется быстрым переводом диска от одного игрока к другому,с быстрым перемещением к зоне соперника. Одна из наиболее распространенных проблем начинающих команд - беспорядок на поле. Когда на поле находятся четырнадцать игроков, двенадцать из которых постоянно бегают, это очень быстро приводит к хаосу и дезорганизации. Игроки начинают понимать, что открыться трудно, потому, что всегда кто-то стоит на пути и мешает. Наиболее распространенной стратегией для уменьшения беспорядка на поле является тактика под названием "стек".

Идея стека очень проста - нужно освободить место на поле для нормальной и быстрой игры. Первоначально, игроки нападающей команды выстраиваются в линию напротив разводящего в направлении зоны соперника (т.е. линия не обязательно идет параллельно длинным границам поля, может быть и диагональной). Первый игрок в линии находится на расстоянии 15–20 метров от игрока с диском, остальные игроки находятся позади с расстоянием между соседями примерно в 5–8 метров. Так как наиболее распространенной тактикой защиты в Алтимате является "персональная опека" ("один-к-одному"), то позиция игроков защищающейся команды примерно такая же, так как они "держат своих" игроков в линии. Участок поля непосредственно впереди человека с диском (разводящего) обычно закрыт для броска удерживающим его игроком-защитником. Игроки в начале стека (наиболее близко расположенные к разводящему) называются хэндлеры, игроки, находящиеся в середине стека называются миддлерами, а игроки, находящиеся ближе всего к зоне соперника, называются лонгами.



Теория

Как только разводящий поднял диск, игроки могут начать движение с целью открыться и получить пас. В стеке это обычно производится в виде каскада "отрезаний" или, говоря по-русски - открываний. Игрок-хэндлер в начале стека начинает двигаться прямо на человека с диском, затем он резко открывается, путем изменения направления движения влево или вправо под довольно большим углом к своей первоначальной траектории (см. рисунок). Так же можно открываться путем более хитрых обманных движений, при условии, что общая траектория, отображенная на схеме, сохраняется. Такой маневр обычно позволяет игроку оторваться от своего защитника на один-два шага. ОЧЕНЬ ВАЖНО(!!!) обязательно посмотреть в глаза (!) разводящему игроку ДО осуществления обманного движения! Такая траектория движения дает прекрасную возможность разводящему сделать пас "на ход" (официально, такой пас называется leading pass : ). То есть, если вы - разводящий игрок, то вы должны бросить диск перед бегущим игроком, а не в него(!)

Если разводящий игрок по какой-либо причине не смог дать пас выбегающему игроку, то выбегающий должен сделать круговое движение и вернуться в стек, ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО ТУДА, ОТКУДА ОН НАЧИНАЛ ДВИЖЕНИЕ! В то время, как первый игрок возвращается в стек, второй игрок линии уже должен начать открываться. Умение правильно оценить время, когда следует начать движение, называется умением "чувствовать поле", которое позволяет правильно оценить время, необходимое для того, чтобы открыться и получить пас буквально сразу же после того, как разводящий не смог отдать его первому игроку. То есть идеальная игра должна идти непрерывным потоком.

Если пас был осуществлен, следующий игрок в стеке НЕМЕДЛЕННО начинает свое движение, не ожидая момента, пока новый разводящий начнет на него смотреть. Таким образом, к тому моменту, как получивший пас игрок, развернется и начнет искать следующего человека, на поле уже должен существовать открытый игрок.

Игрок 1 только что сделал удачную передачу Игроку 2 и начал перемещаться вверх по полю с целью снова войти в стек. В тоже самое время мидлер из стека начал свое движение (#1). К этому моменту Игрок 2 уже смотрит на поле и ищет игрока, которому может отдать пас - обманное движение #1 уже произошло и здесь должна быть возможность осуществления успешного паса. Если возможность #1 не слишком привлекательна, следующий игрок-миддлер в стеке ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ начать движение #2. В тот момент, когда #1 или #2 получат диск, Игрок 1 должен быть готов получить следующий пас, или он может начать перемещаться вниз (к своей зоне).

Следует отметить, что сам стек (остальные игрок в линии) должен потихоньку перемещаться к зоне соперника, сохраняя порядок и будучи готовыми начать движение как только подойдет их очередь. Общее продвижение стека составляет всего несколько метров. КАК ТОЛЬКО ДОСТИГНУТА СЕРЕДИНА ПОЛЯ, игроки-миддлеры продолжают совершать обманные движения, но игроки-лонегры (ближе к зоне соперника) могут начинать открываться В ЗОНУ соперника, с целью получить дальний пас.

Посмотрим снова на схему. Предположим, что Игрок 2 получил диск, находясь в середине поля. Он смотрит на поле и видит, что обманное движение #1 уже осуществлено (оно должно быть осуществлено, если вы поняли идею стека). Это движение длинное и направлено в зону соперника. Если открывающийся в зону игрок довольно значительно оторвался от защитника, то Игрок 2 может попытаться сделать МОЩНЫЙ (не вешаный) дальний пас. Если такой возможности не представилось, уже должно осуществляться обманное движение #2, предоставляющее возможность короткого паса. Кроме того, предыдущий разводящий уже может занять позицию, удобную для паса - вариант #3.

Такой циклический тип игры с каскадными движениями делает нападение очень быстрым и непрерывным, потому, что траектории игроков не пересекают друг друга! Так же, команда может пойти на хитрость, осуществляя в стеке короткие пасы, а затем произвести длинный, мощный пас в зону. Когда все это отработано и выполняется грамотно - это выглядит просто потрясающе.

Суха теория, мой друг. А что ж на практике?

Безусловно, красивый и правильный стек получается только в случае упорных тренировок. Когда вы смотрите на диаграммы, все выглядит просто и ясно. Но когда вы находитесь на поле, вас будут терзать вопросы - куда я должен бежать, и когда? В этом разделе обсуждается тактика индивидуального уровня, которая поможет всей команде правильно играть стек.



Советы открывающемуся игроку (Каттеру (cutter)).

Основное правило стека - это порядок. Под порядком понимается очередность движения игроков. Он требует чувства времени, которое появляется с опытом, при регулярных тренировках стека и других способов нападения. Идея в том, чтобы всегда иметь кого-то, открывающегося на свободное пространство, предпочтительно В НАПРАВЛЕНИИ ЗОНЫ СОПЕРНИКА, с тем, чтобы быстро довести диск до противоположной зоны. Если вы - первый игрок в стеке, начинайте двигаться СРАЗУ как только разводящий примет диск. Посмотрите В ГЛАЗА разводящему, и быстро двигайтесь по одному из двух путей (налево или направо). Если разводящий не дал вам пас - уходите с дороги. Если вы быстро перемещаетесь, вы уводите вашего защитника с собой. Это дает следующему игроку в стеке достаточно пространства для того, чтобы хорошо открыться. Если вы второй игрок в линии и видите, что диск не был отдан первому игроку, немедленно начинайте движение на разводящего, посмотрите ему В ГЛАЗА, и сразу открывайтесь. Движение последующих игроков должно быть нацелено на то, чтобы предоставить возможность передачи диска сразу после того, как предыдущая попытка потерпела неудачу.В процессе перемещения диска к зоне соперника, стек должен медленно ПЯТИТЬСЯ в направлении зоны соперника.

Советы разводящему игроку

Как только вы получили пас, быстро разворачивайтесь и осматривайте поле. Если стек играется хорошо, то на поле уже должен быть открывающийся игрок. Если так, то это ваш лучший шанс - сделать пас до того, как ваш защитник начнет вас удерживать и считать.Если ваша команда играет хорошо, то должно быть несколько возможностей отдать диск. Наиболее важным моментом является то, что пас должен даваться на "ход". Если вы бросите диск прямо в человека, мало того, что ему потребуется немедленно остановиться, что само по себе тяжело и не всегда возможно, но есть еще и большая вероятность того, что диск будет сбит соперником. Старайтесь встретиться ВЗГЛЯДОМ с вашим игроком, до того, как он начнет открываться. Это поможет вам понять, что сейчас произойдет на поле.И последнее. Как только вы бросили диск - БЕГИТЕ. Наиболее распространенная ошибка - стоять на месте и смотреть на то, как вы дали пас. Все делают это. Но человека, который бежит СРАЗУ после того, как БРОСИЛ диск, очень трудно держать, и почти всегда он отрывается от защитника (который зачастую тоже смотрит на полет диска) на два-три шага. Поэтому, несмотря на то, что бросок, который вы только что сделали достоин олимпийского признания - не смотрите на него, бегите!



Беспорядок

Если ваша команда развита достаточно для того, чтобы играть стек, вы можете услышать, как игроки-соперники кричат вам на поле "Не мешай" или "Уйди". Кроме того, они могут вызывать на вас блокирующий фол или прочитывать траекторию "вашего" диска, перекрывая ее и аннулируя всю тактику стека.



Что происходит и почему на вас наезжают?

Некий игрок (допустим, вы), который открылся в наиболее доступное место поля, болтается теперь там как «нечто» в проруби, тем самым, делая невозможным перемещение других игроков в это место.



Что значит "отрезать" своего игрока?

Если кто-либо выбегает из-за вашей спины с целью открыться и у него это не получается, он отрезает вас. То есть, теперь, даже если вы удачно откроетесь, из-за того, что на линии броска находится собственный игрок и его защитник, разводящий просто не сможет дать вам четкий и прямой пас. А кривой пас могут и сбить ;) !



Что ж теперь делать то?

Вы должны бежать сломя голову на вершину стека, посматривая, не хочет ли кто-нибудь дать вам длинный пас, или не нужно ли вам бежать обратно, чтобы получить обратный пас - так называемый "дамп". Главная цель вашего движения - убраться с дороги других игроков, НО вы все равно должны пытаться бежать В ТАКОЕ МЕСТО поля, где вы потенциально можете получить пас.

ВНИМАНИЕ, мужчины, женщины, опытные игроки и новички! Запомните: нет ничего плохого в пасе назад, так называемом "дампе". Я повторяю - в этом пасе нет ничего плохого! Тактика лучших команд построена на этом пасе. Он дает шанс изменить расположение игроков на поле.Помните, что всегда лучше отдать пас назад, а не зашвыривать диск куда то, когда вам уже досчитали до восьми. Самое главное в игре - не потерять диск. Помните об этом. Если ваша команда хорошо "держит" диск, идут частые, четкие и чистые пасы, то вы обязательно будете заносить очки. Если же большая часть ваших пасов кидается сразу в зону соперника, причем не всегда достигает цели - это лишь говорит о слабом развитии вашей команды.

Запомните основное правило Алтимата - если ваша команда обладает диском, другая команда не может забить вам очко! :) Не теряйте диск!



http://www.ultimatehandbook.com/
Перевод Дениса Бызова (Новгородские Медведи)



Последняя редакция: 20.03.2009 05:46
 

Команды

Об игре

Правила

Броски

Нападение

Защита

Discore.ru

Тренировки

Психология

Организаторам

Видео

Ссылки

Книги